Антикризисный Закон Украины от 31.10.2008 г. № 639-VI (cм. c. 6) наряду с вопросами обеспечения стабильности банковской системы привнес существенные изменения в правила налогообложения сельхозтоваропроизводителей. Рассмотрению этих новаций посвящена предлагаемая статья.
Анатолий БОБРО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Закон об ФСН
— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.Закон об НДС
— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР).Закон № 639
— Закон Украины «О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 31.10.2008 г. № 639-VI.
Новации ФСН
Начнем с приятного. Согласно
Закону № 639 в Закон об ФСН вносится одно, но весьма существенное изменение. В абзаце первом части первой статьи 9 Закона об ФСН исключаются слова и цифры «и действует до 31 декабря 2009 года». Другими словами, вносимыми изменениями снимается ранее установленное ограничение по сроку его действия.Правда, принимая во внимание формулировку
п. 2 раздела III Закона № 639, в котором сказано, что этот Закон действует до принятия Верховной Радой Украины в связи со стабилизацией финансово-экономической ситуации в Украине решения об утрате силы разделом I этого Закона и о редакции соответствующих положений законов Украины, изменения к которым предусмотрены разделом II этого Закона, но не позднее чем до 1 января 2011 года, не исключена вероятность толкования этой нормы как установление нового, более дальнего ограничительного срока действия Закона об ФСН.Что же касается изменений, вносимых согласно
пунктам 4 и 5 раздела II Закона № 639 в Закон об НДС и в Закон о налоге на прибыль, отметим, что все они касаются только аграриев и связаны с установлением с 1 января 2009 года спецрежима сельхоз-НДС на новых законодательных основаниях.
Изменения в Законе об НДС
Если не вдаваться в детали, то изменений, вносимых в
Закон об НДС, по большому счету три:первое
— исключение хорошо знакомых по многолетней практике применения подпункта 6.2.6, а также пунктов 11.21 и 11.29;второе
— возрождение из забвения также небезызвестной статьи 81, но уже в новой редакции, которая лишь по названию и отчасти по содержанию созвучна старой;третье
— дополнение статьи 11 пунктом 11.46, устанавливающим порядок временного (до 01.01.2012 г.) освобождения от налогообложения операций по ввозу на таможенную территорию Украины племенных чистопородных животных крупного рогатого скота или генетического материала, осуществляемых субъектами спецрежима НДС.Безусловно, из всех этих нововведений наибольший интерес представляет установление спецрежима сельхоз-НДС согласно обновленной статье 81. Уместно вспомнить, что дух этой статьи уже давно витал в мыслях законодателей. Ведь до издания комментируемого
Закона № 639, в основу которого положен внесенный Президентом Украины законопроект от 28.10.2008 г. № 3309-4, в Верховную Раду подавались и другие законопроекты, часть из которых в отношении будущего спецрежимов сельхоз-НДС содержала аналогичные предложения.
Суть нового спецрежима
По большому счету, основная идейная направленность нового спецрежима согласно статье 81
осталась прежней. Сумма НДС, начисленная сельхозпредприятием на стоимость поставленных им сельхозтоваров (услуг), не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в его распоряжении для возмещения сумм налога, уплаченных (начисленных) поставщику на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой суммы налога, — для других производственных целей (п. 81.2). Определенное по декларации отрицательное значение НДС не подлежит бюджетному возмещению. Бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость возможно лишь в отношении операций, связанных с экспортными поставками.В качестве отличий следует обратить внимание на то, что новый спецрежим распространяется исключительно на
сельхозтовары и сельхозуслуги. В настоящее время, как известно, действие спецрежима согласно п. 11.29 распространяется на любые (кроме подакцизных) товары (работы, услуги) собственного производства, которые могут быть и несельскохозяйственными.Новый спецрежим в общем порядке нераспространения его на подакцизную продукцию имеет исключение: он
может применяться предприятиями первичного виноделия, которые поставляют виноматериалы (коды УКТ ВЭД 2204 29 — 2204 30).Обращаем внимание и на
подпункт 81.15.6 ст. 81 Закона об НДС, которым Кабмину предписано определить и обнародовать полный перечень видов деятельности, на которые распространяются нормы этой статьи. Отсюда следует вывод, что на те виды деятельности, которые не будут упомянуты в этом перечне, спецрежим распространяться не будет.
Кто может избрать спецрежим
Резидент, который осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства и отвечает критериям, установленным в пункте 81.6 этой статьи (далее — сельскохозяйственное предприятие), может избрать специальный режим налогообложения (
п. 81.1 ст. 81 Закона об НДС). Отсюда следует, по крайней мере, два вывода:— спецрежим — дело добровольное, ведь говорится о возможности, а не об обязательности его применения;
— для избрания и применения спецрежима предприятию необходимо соответствовать критерию «сельскохозяйственности», установленному в пункте 81.6.
Уровень и порядок расчета «сельхоз-доли»
Сельскохозяйственным считается предприятие, основной деятельностью которого является поставка произведенных им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных производственных мощностях, в которой удельный вес стоимости сельхозтоваров (услуг) составляет не менее 75 % стоимости всех товаров (услуг), поставленных в течение предыдущих двенадцати последовательных отчетных налоговых периодов совокупно (
п. 81.6).В приведенной выше норме акцентируем внимание:
во-первых
, на уровне показателя «сельхоз-доли» — он должен быть не менее 75 %. Как известно, согласно действующей ныне норме п. 11.29 этот показатель установлен на уровне не менее 50 %, а применение спецрежимов согласно п.п. 6.2.6 и п. 11.21 вовсе не зависит от «сельхоз-доли»;во-вторых
, на порядке расчета этого показателя. В расчет принимаются не только сельхозтовары, но и сельхозуслуги, причем они сопоставляются не с общим доходом предприятия, а со стоимостью всех поставленных товаров (услуг). Стало быть, не связанные с реализацией доходы (например, доходы от курсовой разницы, от списания кредиторской задолженности, от первоначального признания и от изменения стоимости биологических активов, которые учитываются по справедливой стоимости и т. п.), не будут влиять на величину «сельхоз-доли».В расчет также не включаются операции по поставке активов, которые находились в составе основных средств не менее двенадцати последовательных налоговых периодов, если такие поставки не были постоянными и не составляли отдельной предпринимательской деятельности;
в-третьих
, расчет проводится не за предыдущий налоговый (отчетный) год, а за предыдущие двенадцать последовательных отчетных налоговых периодов совокупно. Это фактически означает, что для применения спецрежима такой расчет необходимо будет проводить в каждом отчетном периоде, используя суммированные (совокупные) данные за так называемый «скользящий», т. е. постоянно сдвигающийся временной отрезок предыдущих двенадцати отчетных периодов.Впрочем, в этом есть и положительный момент в части возможности стать плательщиком спецрежима с любого налогового (отчетного) периода, а не только с начала года.
Для
вновь созданного сельскохозяйственного предприятия, зарегистрированного в качестве субъекта хозяйствования, осуществляющего хозяйственную деятельность менее двенадцати календарных месяцев, такой удельный вес «сельхоз-доли» рассчитывается по результатам каждого отчетного налогового периода (п.п. «а» п. 81.6).
Ставка налога
Акцентируем внимание, что никаких предусматриваемых ранее старой редакцией
пониженных спецставок НДС (9 % и 6 %) новая редакция ст. 81 уже не содержит. Сельхозпредприятие – субъект спецрежима НДС в общем порядке облагается по ставкам налога, установленного п. 6.1 ст. 6 Закона об НДС, т. е. 20 % (п. 81.14 ст. 81 Закона об НДС).
Порядок регистрации субъектов спецрежима
Для получения свидетельства о регистрации как субъекта специального режима налогообложения, сельхозпредприятие регистрируется в соответствующем налоговом органе по правилам и в сроки, определенные статьей 9 этого Закона для регистрации плательщиков НДС (
абзац первый п. 81.10). Заметим, что эта норма содержалась и в старой редакции ст. 81, в которой, кроме того, было отмечено, что такая процедура должна проходить в порядке, предусмотренном для регистрации плательщиком НДС по собственному желанию. Полагаем, что и новая редакция предусматривает такую же процедуру. То есть необходимо подать заявление по форме № 1-РС (приложение 6 к Положению о регистрации плательщиков НДС, утвержденному приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79 (далее – Положение № 79)). К заявлению должен быть приложен подтверждающий документ об уплате установленной суммы за Свидетельство спецрежимного плательщика НДС.Заявление должно быть подано не позже двадцати календарных дней до периода, с которого сельхозпредприятие желает перейти на спецрежим сельхоз-НДС. Следовательно, если планируется переход на новый спецрежим с января 2009 года, то
последний день подачи заявления припадает на 11 декабря 2008 года.
Спецрежиму НДС — особое спецсвидетельство и новая спецдекларация
В Свидетельстве о регистрации сельхозпредприятия субъектом спецрежима налогообложения, кроме сведений, предусмотренных в Свидетельстве о регистрации плательщика НДС на общих основаниях, должен содержаться перечень видов деятельности такого сельхозпредприятия (
абзац второй п. 81.10). В качестве подтверждающего статус плательщика документа налоговые органы должны выдавать Свидетельство по форме № 2-РС (приложение 7 к Положению № 79).Полагаем, что в скором времени следует ожидать появления и изменений формы спецдекларации по НДС применительно к новому спецрежиму. Такое предположение вытекает из норм
п. 81.10 ст. 81 Закона об НДС.
Изменения в Законе о налоге на прибыль
Эти изменения также связаны с установлением с 1 января 2009 года нового спецрежима сельхоз-НДС.
Пункт 4.2 Закона о налоге на прибыль дополнен подпунктом 4.2.1, устанавливающим порядок отнесения к валовым доходам плательщика, зарегистрированного субъектом спецрежима сельхоз- НДС положительной разницы между суммами НДС, начисленными на цену поставленных им сельхозтоваров в течение отчетного или предыдущих отчетному периодов, и суммами НДС, уплаченными (начисленными) им в течение отчетного периода на цену производственных факторов.В обратной ситуации, то есть при
отрицательном значении, определенном по спецдекларации по НДС, такая разница подлежит включению в состав валовых расходов (п.п. 5.3.3 ст. 5 Закона о налоге на прибыль).В этой связи уместно вспомнить отдельные нюансы подачи сельхозпредприятиями декларации по налогу на прибыль:
— предприятия, основной деятельностью которых является производство сельскохозяйственной продукции, уплачивают налог на прибыль в порядке и в размерах, предусмотренных этим
Законом, по итогам отчетного налогового года (абзац первый п. 14.1 ст. 14 Закона о налоге на прибыль);— для производителей сельскохозяйственной продукции, определенных
ст. 14 этого Закона, годовой налоговый период начинается с 1 июля текущего отчетного (бюджетного) года (п. 11.1 ст. 11 Закона о налоге на прибыль);—
валовые доходы и валовые расходы подлежат индексации исходя из официального индекса инфляции за период с месяца, следующего за месяцем понесения таких расходов (получения доходов) до конца отчетного налогового года (абзац второй п. 14.1 ст. 14 Закона о налоге на прибыль).Для
плательщиков ФСН новации, вносимые в Закон о налоге на прибыль, не окажут никаких последствий. Как известно, согласно п. 4 ст. 9 Закона об ФСН для них остановлено действие Закона о налоге на прибыль и, естественно, они не ведут налогового учета валовых доходов и валовых расходов.
В заключение столь беглого освещения новаций, в основном норм обновленной
статьи 81 Закона об НДС, которая, с одной стороны, расширяет, а с другой – сужает круг потенциальных плательщиков спецрежима сельхоз-НДС и урезает возможные согласно ныне действующему законодательству льготы (в частности, дотационные выплаты), хочется сказать, как и в начале, приятное.Согласно
п. 10 раздела III Закона № 639 Кабмин при разработке законопроекта о госбюджете на соответствующий год должен предусмотреть средства для компенсации за счет общего фонда государственного бюджета потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей, возникших в связи с изменениями обложения налогом на добавленную стоимость операций по продаже перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе. Остается только надеяться, что так оно и будет.